Multi-touch: Об Apple, компьютерах и будущем

Головна Новини Multi-touch: Об Apple, компьютерах и будущем
13.09.2007

Главное для любого капиталистического предприятия - получение прибыли. Это естественно. Каждое предприятие - живой организм, который нуждается в пище (как растение или животное). Но делают они это по-разному...

Главное для любого капиталистического предприятия - получение прибыли. Это естественно. Каждое предприятие - живой организм, который нуждается в пище (как растение или животное).

Но делают они это по-разному.

С точки зрения обывателя, Apple Computer вела себя просто глупо. В те времена, когда рынок, фактически сотворенный этой самой компанией, в неутолимой жажде сметал с прилавков самые дешевые подделки под компьютеры, казалось, что никому в мире, кроме относительно небольшой группы странных и непонятных людей, не нужны ни элегантность, ни легкость использования...

Самый далекий от индустрии человек знал, что компания должна была делать: смириться, забыть свои амбиции, стать как все, клепать дешевые железки и ставить на них MS Windows.

Тем поразительнее результаты этого глупого и самоубийственного упрямства.

То, что другим компаниям не удавалось никогда за всю их историю, или удалось один-два раза, в далеком прошлом, когда ими еще руководили люди с блеском в глазах, Apple повторяет раз за разом. И... все чаще и чаще "это" обращается в золотой дождь...

1. Знамение

Несомненно, самый необычный мобильный телефон за всю историю мобильных телефонов заслуживает интереса и сам по себе. Кажется, это первый в мире абсолютно новый продукт, с которым так мало проблем. В тех краях, где он уже работает.

Новое рождается в муках. Мучиться приходится не только творцам - но и первым пользователям. Обычно. Это было самое удивительное начало продаж...

Но есть нечто куда более значительное и важное для цивилизации в этом крошечном увлекательном устройстве...

iPhone - знамение грядущих перемен. Очень скоро, быть может, уже через нескольких лет, мы будем управлять компьютерами иначе. Куда более совершенным способом. Мы сможем добиться от них большего. Управлять ими станет намного... интереснее?

Скорее всего, новый способ управления компьютерами не уничтожит прежние. На первых порах технические средства, обеспечивающие работу нового подхода, будут редкими, почти экзотическими. Как компьютерная мышь в начале 80-х. Развитие графических пользовательских интерфейсов не убило интерфейс командной строки. Есть задачи, задачи и задачи...

Но есть среди задач и такие, для которых новый и радикальный способ станет... просто божественным откровением. Мир в очередной раз изменится. Пусть иногда кажется, что мир меняется исключительно в худшую сторону. Человечество просто все еще учится жить, и иногда делает это на откровенную троечку - времена меняются, и все будет хорошо. Если сотни тысяч (миллионы) людей откроют в самих себе нечто новое и увлекательное, что пробудит в них желание творить...

Интерфейс iPhone. Это вовсе не эксцентрическая выходка компании с необычным амплуа. Это проба сил. Это первая публичная реализация того, что в очередной раз изменит мир. Реализация далеко не полная , и далекая от совершенства. Важно было все: и как ее примут люди, впервые узнающие о новом способе управления техническим устройством распаковав iPhone, и какие у них возникнут проблемы, и как все это будет работать в реальном мире...

Это очень большой и серьезный проект.

2. Multi-touch

Вообще, самой идее уже четверть века. В 1982 году к ней пришли университет Торонто, и компания AT&T Bell Labs. Суть multi-touch состоит в том, что пользователь общается с компьютером посредством сенсоров, улавливающих прикосновения и движение сразу нескольких пальцев. Это может быть как пластинка (планшетка) таких сенсоров, либо с решеткой сенсоров совмещается экран компьютера.

С помощью пальцев одной руки можно изобразить намного больше "жестов", чем с помощью компьютерной мыши с любым мыслимым количеством кнопок.

После 1982 года в свет вышло множество всевозможных технических решений, в той или иной мере использовавших различные фрагменты несуществующей еще базовой теории "непосредственного интерфейса"...

Пройдет совсем немного времени после того, как Apple выведет на рынок революционные персональные компьютеры, и в прессе появятся недобрые голоса, обвиняющие Apple в очередном случае плагиата, краже интеллектуальной собственности (еще бы, все началось в 1982 году, в том самом, когда на Apple Computer еще пытались продавать Apple III, разрабатывали Лизу и Мак, и ни о чем таком даже еще и не думали)...

Когда на Apple впервые задумались о разработке "безумно великого" решения на основе multi-touch, ни одного логически завершенного и целостного решения достаточного уровня в мире не существовало. Были многочисленные фрагменты технологии, накопленный кем-то опыт (в том числе и негативный), и небольшая компания Fingerworks, всерьез занимавшаяся ее разработкой, сталкиваясь со всеми проблемами, стоящими на пути молодых инновационных компаний...

Apple приобрела компанию Fingerworks в 2005 году, а ее сотрудников, Джона Элиаса и Уэйна Вестермана, пригласила возглавить вновь создаваемое направление. Fingerworks разработала самый полный в индустрии "словарь жестов" (или, согласно авторской терминологии, "словарь аккордов") для этого самого multi-touch, в котором более 300 команд, и программное обеспечение, которое позволяло компьютеру "понимать язык жестов".

В январе 2007 года Apple официально зарегистрировала права на сам термин multi-touch.

Это очень важный и серьезный проект.

3. Поколения интерфейсов

В те недавние времена, когда компьютеры были огромными, слабыми и изолированными от большинства обитателей нашего мира (хотя бы стенами институтской лаборатории, в которую надо было относить тексты программ на Фортране и на специальных бланках), вычислительные машины делили на "поколения" в зависимости от их элементной базы - электронные лампы, затем полупроводниковые приборы, затем интегральные схемы, затем большие интегральные схемы, затем сверхбольшие интегральные схемы...

И кажется, я знаю, почему эта шкала поколений в наши дни подзабыта. Процессоры современных компьютеров, если пользоваться той шкалой - это какие-то сверх-сверх-сверх-...-большие схемы, но главное уже даже не в элементной базе (которая, быстро развиваясь и совершенствуясь, остается все той же в основных своих принципах), а в пользовательских интерфейсах.

В свое время Apple II сделал компьютер доступным для огромного числа людей, которым прежде такое и присниться не могло. Затем Lisa и Macintosh сделала компьютер доступным даже для тех, для кого даже самый простой и легкий в сипользовании компьютер того времени был слишком сложен и мудрен.

Самым важным отличием между поколениями стал интерфейс. Весь комплекс взаимодействия с пользователем.

После чего наступило компьютерное средневековье.

В феврале 1985 года Джобс в интервью журналу Плейбой сказал, что ситуация в индустрии персональных компьютеров отныне сводится к противостоянию между Apple и IBM. И что если IBM одержит в этой схватке верх, индустрию ждет лет 20 "средневековья", потому-что IBM просто не может не удушить все новое и свежее...

По моему, он имел в виду отделение IBM, которое занималось разработкой и выпуском персональных компьютеров... Самую странную коммерческую неудачу в современной истории. На IBM PC сделали себе состояние десятки (сотни, или даже тысячи?) компаний-сборщиков и Microsoft (больше всех) - для IBM же эта затея оказалась едва ли не убыточной.

В 2005 году Apple Computer приобрела компанию Fingerworks. В том же самом 2005 году IBM продала отделение персональных компьютеров китайской компании Lenovo. Прошло ровно 20 лет. Средневековье кончилось.

Пришло время сделать компьютер еще ближе, проще и понятнее. Начиная с такой разновидности портативных персональных компьютеров, как мобильные телефоны. Каким будет следующий шаг? Поживем-увидим.

Пользователи iPhone уже заметили, что замечательные текстовые редакторы, с великолепным и крайне удобным "многопальцевым" интерфейсом, лишены такой важной функциональности, как копирование/вырезание/вставка текста... В словаре "аккордов", приобретенном Apple, есть команды и для этого, и для многого-много еще.

Скорее всего, нынешние аккорды (они и правда немного "заумны", на мой взгляд) для этих операций пока еще не нашли своей окончательной формы.

Наверное, iPhone 2 научится многим новым трюкам. Чтобы создать полноценный интерфейс для "многопальцевого" управления персональным компьютером (и чтобы он был поразительно элегантен, прост и удивителен - не может Apple без этого), работы предстоит еще очень много.

Это очень важный и серьезный проект.

Источник: deepapple.com

Меню
Каталог товарів
Каталог товарів