Предлагаем вашему вниманию вторую часть статьи, опубликованной в январе в журнале Wired и рассказывающей нам про историю создания коммуникатора iPhone...
Первую часть статьи можно прочитать здесь
В феврале 2005-го Джобс впервые обсудил возможность сотрудничества с Cingular в обход Motorola: на тщательно засекреченной встрече в отеле на Манхэттене Стив изложил свои планы топ-менеджерам компании во главе с Сигманом (после приобретения Cingular компанией AT&T он по-прежнему занимал пост гендиректора). Планы были разбиты на три части: Apple располагает технологией для создания по-настоящему революционного устройства, которое "на световые годы" опережает аналогичные разработки конкурентов; Apple готова рассмотреть условия эксклюзивного партнерского соглашения, но при этом всерьез рассматривает в качестве запасного варианта возможность превратиться в виртуального оператора мобильной связи.
У Джобса было достаточно поводов чувствовать себя уверенно - инженеры Apple посвятили целый год разработке сенсорного интерфейса для планшетного Мака и заверяли, что смогут представить аналогичный интерфейс и для сотового телефона. А после выпуска микропроцессора ARM11 бысродействие новых мобильников стало достаточным, чтобы совместить функционал собственно телефона, наладонника и iPod’а в одном устройстве. Наконец, текущие расценки на мобильный трафик к тому времени упали настолько, что Apple могла сама перепродавать его по примеру уже занявшихся этим бизнесом компаний вроде Virgin.
Сигман со всей командой мгновенно увлекся нарисованный Джобсом концепцией iPhone - как и все остальные операторы сотовой связи, Cingular делала в то время ставку как раз на повышение спроса на мобильный Интернет: популярность голосовых сервисов стала падать, а ценовые войны сильно сократили заложенную в тарифы прибыль. Зато iPhone с его возможностями скачивать музыку и подключаться ко всемирной сети по Wi-Fi вполне мог подстегнуть спрос на Интернет-услуги компании - а расценки на такие услуги с точки зрения включенной прибыли выглядели на редкость соблазнительно.
Кроме того, представители Cingular и сами понимали, что традиционная модель бизнеса на рынке сотовой связи начинает постепенно меняться. Раньше главным козырем любого оператора считалась созданная им сеть, к которой прилагались малоценные придатки в виде телефонов - такая схема хорошо зарекомендовала себя в прошлом: субсидирование дешевого устройства превращалось в несложное подключение и... стабильный поток доходов на весь срок длительного контракта с клиентом. Однако мобильная связь уже успела превратиться из роскоши в средство общения, и главной целью операторов стал не поиск новых клиентов, а переманивание пользователей у конкурентов. Подкупить потенциального клиента недорогим телефоном было уже нереально, и Сигман с коллегами деятельно искали для такой цели уникальное эксклюзивное устройство. А кто мог лучше справиться с такой задачей, как не Джобс?
Для Cingular замашки и амбиции Apple означали одновременно и великий соблазн, и головную боль: сотрудничество с создателями iPod добавило бы в имидж компании порцию сексапильности, причем было очевидно - отклони Cingular предложение Джобса, и освободившееся место тут же займет другой оператор мобильной связи. Правда, ни один из них еще не предоставлял никому такую свободу действий, какую хотел заполучить Джобс - и Сигман отдавал себе отчет, что убедить совет директоров согласиться на джобсовские условия будет очень непростым занятием.
Он не ошибся: переговоры затянулись на год с лишним - Сигман со товарищи регулярно задавался вопросом, а не продешевили ли они? В какой-то момент Стив провел разговор с верхушкой Verizon, но те тут же отклонили его предложение. Не стоить судить их слишком строго: бизнес операторов годами строился на коммерческой эксплуатации их мобильных сетей, и обеспечив Джобсу требуемую свободу действий, Cingular рисковали превратить свою хваленую - и дорогую - сеть в "пустую трубу": она становилась лишь средством обмена контентом, а не самим источником этого контента. Ставки Сигмана выглядели просто: iPhone вызывает такое увеличение сетевого трафика, что это окупит любые убытки от потери контрактов на контент.
Джобс не стал дожидаться достижения компромисса на переговорах и во время дня благодарения 2005 года дал отмашку начинать полномасштабные работы по новому проекту. До подписания окончательного соглашения оставалось без малого восемь месяцев, однако на фоне возникших технических проблем постоянные трения с Cingular выглядели сущими мелочами. Для начала было непонятно, какую именно операционную систему следует выбрать для нового устройства. Спустя три года после появления первых набросков мобильного телефона Apple возможности новых мобильных чипов уже теоретически позволяли запускать специальную версию Mac OS X, но перед этим "десятку" следовало урезать и переписать - размеры операционной системы iPhone ограничивались несколькими сотнями мегабайт и были на порядок меньше размера обычной Mac OS X. Так что перед началом работ над iPhone Джобсу и топ-менеджерам Apple следовало решить эту проблему.
Разработчики компании в это время пристально присматривались к Linux, которую уже успели втиснуть в ряд мобильных устройств, но Джобс наотрез отказался поручать разработку программного обеспечения сторонней компании. В результате появился прототип телефона, встроенный в iPod - для набора номера в нем использовалась сенсорная область прокрутки, а доступ в Интернет отсутствовал по определению. После этого в начале 2006 года, когда процесс переноса Mac OS X на платформу Intel подходил к концу, Apple приступила к новому портированию "десятки".
Поиск подходящей операционной системы был, похоже, единственным вопросом, в котором уверенно ориентировалось руководство компании - с обсуждением хитростей и нюансов мобильной телефонии (дизайн антенны, радиоизлучение, имитация работы в мобильной сети) возникли объективные трудности. Для того, чтобы стопроцентно убедиться в эффективной работе встроенной антенны, Apple потратила миллионы на покупку и оборудование специальных роботизированных лабораторий. Изучение высокочастотных характеристик телефона потребовало модели человеческой головы, заполненной желатином для имитации мозга внутри. Для тестирования работы iPhone в мобильной сети была закуплена целая партия радиочастотных имитаторов размерами с хороший сервер и ценой несколько миллионов долларов каждый. Даже многолетние наработки Apple по iPod’ам мало чем пригодились при разработке тачскрина для iPhone: после того как побывавший в кармане Джобса прототип украсился многочисленными царапинами, привычный твердый пластик был забракован в пользу стеклянного покрытия. По оценкам одного инсайдера, Apple на разработку iPhone потратила в общей сложности порядка 150 млн. долларов.
И при всем этом Джобс предельно засекретил проект - в самой компании новая разработка фигурировала под кодовым обозначением P2, что было в свою очередь сокращением от Purple 2 (забракованный гибрид телефона и iPod’ов назывался Purple 1). Группы разработчиков были разбросаны по всему кампусу Apple в Купертино, а каждая вылазка сотрудников компании в Cingular оформлялась как визит специалистов из Infineon (Apple заказала у этой компании трансмиттер для iPhone). Даже инженеры и программисты Apple работали порознь друг от друга: первые колдовали над микросхемами с "ненастоящей" прошивкой, вторые возились с печатными платами, упакованными в деревянные футляры. В результате к январю 2007-го, когда Джобс анонсировал iPhone на открытии Macworld, устройство целиком видело порядка 30 человек - по большей части из руководства компании.
В оглушительном хоре восторженных отзывов с легкостью потерялись очевидные недостатки iPhone - чересчур высокая стартовая цена (потом эти 599 долларов уменьшатся до четырехсот), ставка на ненадежную EDGE-сеть AT&T, отсутствие поиска по электронной почте и невозможность видеозаписи встроенной камерой. Web-браузер на первых порах не поддерживал Java и Flash.
Но это уже не имело значения: выпуск iPhone свел на нет традиционную ориентацию мобильного рынка на операторов сотовой связи и открыл массу новых возможностей для покупателей, разработчиков, производителей - и во многом даже для самих операторов. Обычные пользователи заполучили в свое распоряжение удобный наладонный компьютер. Программистов заинтересовала новая перспективная платформа, которая после появления iPhone SDK в феврале станет еще привлекательнее.
Производители телефонов тем временем извлекают пользу из своих новых преимуществ перед операторами - после того как AT&T начала успешно переманивать их клиентов, компании-конкуренты приступили к деятельным поискам сравнимого с iPhone устройства, за разработку которого они готовы дорого заплатить. Отсюда следует большая свобода выбора производителей в создании новых устройств, возможности которых определяет не свора самоуверенных вымогателей, а обычные пользователи.
Разработчиков программного обеспечения поджидает множество новых возможностей по мере того, как операторы сотовой связи будут отходить от своей обычной манеры заманивать покупателей в контрактную ловушку: T-Mobile и Sprint стали партнерами в работе над Google Android - операционной системой, призванной упростить создание независимыми разработчиками мобильных приложений. Один из самых упертых операторов Verizon заявил в ноябре, что готов открыть доступ к своей сети для любого совместимого устройства, а два дня спустя его примеру последовала AT&T - все это со временем может обернуться качественно новым подходом к работе в мобильных сетях, когда программы будут запускаться на любом устройстве и в любой сети - иначе говоря, мобильная телефония станет во многом похожа на нынешний Интернет.
Может показаться, что кошмары операторов стали реальностью, что после выпуска iPhone рычаги управления перешли производителям, девелоперам и покупателям, а сети операторов разом превратятся в "пустые трубы". Однако ряд инноваций может привести к строго противоположному результату - пользователи начнут больше тратить на мобильные устройства, а доходы соответственно расти. По мнению вице-президента AT&T по маркетингу Пола Рота, компания изучает сейчас новые продукты и сервисы вроде мобильного банкинга, которые активно используют возможности iPhone: "Мы думаем о рынке иначе". Другими словами, именно тот путь развития, которого так боялись операторы сотовой связи, в конечном счете оказался для них наиболее выгодным. Чтобы убедить их в этом, понадобился Стив Джобс.
Источник: deepapple.com